|
Бородин Александр Порфирьевич
Опера "Князь Игорь": Половецкие пляски Бородин, Александр Порфирьевич, - профессор химии и академик военно-медицинской академии, доктор медицины и композитор; родился 31 октября 1834 г. в Петербурге, умер в феврале 1887 г. В деятельности Бородина могут быть отмечены 3 параллельных направления: научное, общественно-педагогическое и музыкальное. По мнению одних, в числе которых находится Лист, Бородина нужно считать одним из наиболее выдающихся европейских композиторов; по мнению других - он человек большого таланта, принявший "худое" направление. Работая под руководством знаменитого Н.Н. Зинина , Бородин хотел всецело отдаться занятиям химией, но не мог, потому что состоял ассистентом при кафедре общей патологии и терапии, что отрывало его от занятий химией. Несмотря на это, он с 1856 до 1869 г. напечатал в бюллетенях Петербургской Академии Наук два исследования: 1) "О действии йодистого этила на гидробензамид и амарин и о конституции этих соединений" и 2) "О действии йодистого этила на бензопланилид". Посланный в 1859 г. за границу, он работал в Гейдельберге, Париже и Италии. В Гейдельберге он продолжал работать в том направлении, в котором работал в Петербурге, и напечатал 3) "Исследование некоторых производных бензидина". Затем появляется интересная работа Бородина: 4) "Исследование о действии брома на серебряные соли уксусной, масляной и валериановой кислот"; ему удается таким образом получить бромокислоты и еще другие в высшей степени интересные вещества - именно смешанные ангидриды бромноватистой и жирных кислот. Как только он начал уже разбираться в этом вопросе, появилась подробная работа Шютценбергера о подобных же соединениях хлорноватистой кислоты, вследствие чего Бородин оставил свою работу, предоставив дальнейшее расследование этого вопроса Шютценбергеру. Затем Бородин уже в Италии работает над фтористыми соединениями, и ему первому удалось получить фтористый бензоил, который по своим свойствам оказался вполне аналогичным с хлористым бензоилом. При работах над действием натрия на валериановый альдегид Бородину удалось получить вещество, вызвавшее весьма большой интерес у химиков, именно так называемый альдол, открытый и описанный Wurtz'ом, но, когда Бородин явился в заседание с целью сделать свое сообщение, то увидел только что вышедшую работу Wurtz'а, подробно рассматривавшую вещество, о котором Бородин хотел сделать предварительное сообщение. Кроме этого, Бородиным были исследованы продукты уплотнения альдегидов, предоставившие такие непреодолимые трудности, благодаря которым эти продукты и теперь остаются мало исследованными. Об остальных работах Бородина см. "Журнал русского физико-химического общества" (1888, вып. 4). Бородин напечатал 21 химическое исследование. Как общественный деятель, Бородин прежде всего выдвигается в так называемом "женском вопросе". В истории развития высшего женского образования в России имя Бородина должно бесспорно занимать одно из первых мест. Недаром на могилу его был возложен серебряный венок с надписью: "Основателю, охранителю, поборнику женских врачебных курсов, опоре и другу учащихся - от женщин-врачей десяти курсов 1872 - 1887 годов". Имя Бородина в химии может быть поставлено наряду с именами наиболее крупных первоклассных ученых Западной Европы.
Музыкальная деятельность Бородина. Слабый до болезненности, нежный и впечатлительный ребенок, Бородин проявил музыкальные способности в самом раннем детстве. Девяти лет от роду он сочинил польку "Helene", названную по имени одной взрослой особы, в которую мальчик не на шутку влюбился. С 12-летнего возраста он учился вместе с Мих. Ром. Щиглевым, впоследствии известным преподавателем музыки. Товарищи переиграли в 4 руки все симфонии Гайдна и Бетховена и особенно увлекались Мендельсоном. В 13 лет Бородин сочинил концерт для флейты с фортепиано и исполнял его с Щиглевым. Чтобы ознакомиться с камерной музыкой, Бородин брал уроки игры на виолончели у Шлейко, после чего сочинил небольшое трио для двух скрипок и виолончели на темы из оперы "Роберт-Диавол" Мейербера. Поступив в 1850 г. вольнослушателем в медико-хирургическую академию и занимаясь науками очень прилежно, Бородин не оставлял музыки; профессор химии Зинин, готовивший его в свои заместители, не раз упрекал его за увлечение сочинением романсов. В квартетных собраниях, где Бородин играл на виолончели, исполнялись в это время двойные квартеты Шпора , Роде, квинтеты Боккерини, Фельта, Онслова, Гебеля, в музыке которого Бородин находил русский характер. К композиторским его опытам этого времени относятся: романс "Красавица Рыбачка", струнное трио на популярную песню "Чем тебя я огорчила" и скерцо для фортепиано, где впервые обнаружился у Бородина русский пошиб. Работая, по окончании курса, во втором военно-сухопутном госпитале, Бородин познакомился с Мусоргским , дежурившим в госпитале 17-летним офицером лейб-гвардии Преображенского полка; затем они свиделись снова у профессора академии С.А. Ивановского . Мусоргский был уже знаком с Балакиревым и другими молодыми композиторами. По собственным словам Бородина, он был еще ярым мендельсонистом, и для него симфония Es-dur Шумана, с отрывками которой его познакомил Мусоргский, явилась настоящим откровением; поразило его и сыгранное Мусоргским собственное скерцо B-dur с восточным трио. Получив заграничную командировку, Бородин соединял занятия химией с музыкальным творчеством. Он написал секстет (h-moll), скерцо для фортепиано в 4 руки, квинтет для струнных с фортепиано (рукопись его в Императорской публичной Библиотеке помечена "Viareggio. 17 Luglio. 1862"). В Гейдельберге он познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой, талантливой пианисткой; она много играла ему Шумана, Шопена и Листа. В 1863 г. она стала его женой. Высоко ценя композиторский талант мужа, она имела на его творчество самое благотворное влияние. Сохранилось много писем Бородина к ней, в которых он давал подробные отчеты о своей жизни и своем творчестве. Эти письма и некоторые другие, опубликованные В.В. Стасовым : "А.П. Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи" (СПб., 1889), являются драгоценным источником не только для биографии Бородина, но и для истории русской музыки вообще. Громадное значение имело для Бородина, по возвращении в СПб., знакомство с М.А. Балакиревым и его кружком. Сыгранный Балакиревым с Мусоргским в 4 руки финал симфонии Римского-Корсакова поразил Бородина красотой и оригинальностью музыки. Балакирев познакомил Бородина с выдающимися композиторами Запада, анализируя их форму, технику, оркестровку и уча таким образом на практике теории композиции. С тропы дилетантизма Бородин перешел на широкий путь композиторского мастерства. Первым произведением, где выразилась крупная индивидуальность Бородина, была его первая симфония (Es-dur), законченная в 1867 г. В ней выступили ярко два главных элемента в творчестве Бородина - русский и восточный. Последний сказался у Бородина еще сильнее, характернее, богаче, чем у остальных членов новой русской школы. Первое исполнение симфонии (4 января 1869 г.) в симфоническом концерте Русского Музыкального Общества под управлением Балакирева было дебютом Бородина перед широкой публикой. Успех ободрил Бородина, и он тогда же принялся за 2-ую симфонию (h-moll), сочиняя в то же время и романсы. Глубоко поэтический романс "Спящая княжна" (1867) сразу обратил на себя внимание, вызвал нападки ретроградной критики за секунды фортепьянного сопровождения, очень оригинального. Затем следовали "Песня темного леса", "Фальшивая нота", "Морская царевна" (1868), "Море" (1870), "Отравой полны мои песни" (о последнем автор говорил, что он сочинен им наполовину вместе с А.Н. Молас , урожденной Пургольд, талантливой ученицей Даргомыжского , часто бывавшей на собраниях Балакиревского кружка), "Из слез моих". Другие романсы Бородина относятся к последним годам его жизни: "У людей-то в дому", "Для берегов отчизны дальней" (написанный по поводу смерти Мусоргского в 1881 г.), "Арабская мелодия" (на собственный текст, 1885), "Спесь". Бородин начал сочинять оперу "Царская Невеста" (на текст Мея ), но скоро ее оставил и в первой половине 1869 г., по совету В.В. Стасова, задумал писать по составленному им сценарию оперу "Князь Игорь", для чего стал тщательно изучать не только "Слово о полку Игореве", но и другие источники, доставляемые ему Стасовым. Директор Императорских Театров, С.А. Гедеонов , предложил Бородину, Мусоргскому, Кюи и Римскому-Корсакову написать каждому по акту для задуманной им оперы-балета "Млада" на сюжет из доисторического прошлого полабских славян. Бородин очень быстро написал в эскизе все взятое им на себя 4-е действие. В состав его входили: языческое богослужение, сцены между Яромиром и верховным жрецом, дуэт Войславы и Яромира, явление теней славянских князей, явление Морены (злого божества), явление Млады, затопление и гибель храма и апофеоз. Ввиду громадных затрат, требовавшихся на ее постановку, "Млада" не осуществилась, и Бородин вновь приступил к симфонии, взяв в нее, в переработанном виде, много сочиненное им для "Млады", кроме финала, оркестрованного Римским-Корсаковым и изданного после смерти Бородина. По словам Стасова, многое из "Млады" вошло в состав "Князя Игоря". Бородин сочинял эту оперу очень медленно. Разновременно были написаны разные номера и сцены оперы вразбивку: "Половецкий марш" (1874), "Половецкие пляски с хором", "Песня Владимира Галицкого" (1875), ариозо Ярославны (1876), женский хор в 5/4 (1880). Бородин сам писал либретто, несколько изменив сценарий Стасова и введя, между прочим, комические фигуры гудочников Скулы и Ерошки. Опера закончена, по смерти Бородина, Римским-Корсаковым и Глазуновым . В оркестровой партитуре ее указано, кому принадлежат окончание и оркестровка каждого номера. Глазунов в особой записке (см. "Русская Музыкальная Газета", 1896) подробно перечисляет, что в "Князе Игоре" сделано им и что Римским-Корсаковым. Увертюра, слышанная Глазуновым в исполнении автора на фортепиано, сочинена им приблизительно по плану Бородина и на темы, им выбранные. Пролог, первое действие (за немногими исключениями) и все 4-е действие напечатаны по рукописи Бородина, без изменений и добавлений; недостающая оркестровка сделана Римским-Корсаковым. Первое представление "Князя Игоря" состоялось, уже после смерти Бородина, на Мариинской сцене в СПб. (23 октября 1890 г.) под управлением К.А. Кучера . Опера сразу понравилась, была дана в первый же сезон 13 раз и сделалась одной из любимейших русских опер. - В половине 1870-х годов Бородин написал первый смычковый квартет (A-dur), а в начале 1880-х - второй (D-dur). В 1876 г. Бородин окончил 2-ю симфонию. Исполненная впервые в симфоническом концерте Русского Музыкального Общества (2 февраля 1877 г.), под управлением Направника , симфония успеха не имела, но впоследствии (около 1878 г. Бородин, по словам Римского-Корсакова, улучшил оркестровку скерцо) сделалась очень популярной как в России, так и за границей. Инициатива исполнения сочинений Бородина за границей, как и других композиторов "Новой русской школы", принадлежит Ф. Листу. Бородин вошел с Листом и в личное общение, будучи за границей в 1877 и 1881 г., о чем он очень живо и увлекательно рассказывает в своих письмах к жене и в статье "Лист у себя дома в Веймаре" (см. вышеупомянутую книгу Стасова). Большой юморист, человек в высшей степени остроумный, Бородин любил и музыкальные шутки, то пародируя разные серьезные сочинения, в том числе своим друзей и свои собственные, то сочиняя комические пьесы, как, например, его комическая "Серенада четырех кавалеров одной даме". В конце 1870-х годов он сочинил комическую польку на неизменно повторяемую тему f-g, f-g; e-a, e-a; d-h, d-h; c-c, c-c. Полька так понравилась сначала Римскому-Корсакову, потом Кюи и Лядову , что они на ту же тему написали целый ряд разнообразнейших вариаций. Бородин к своей польке присоединил еще "Marche funebre", "Requiem" и Мазурку (посмертное сочинение), все вариации и пьески на эту тему были изданы под названием "Парафраз". Эта музыкальная шутка, мастерская по технике, так понравилась Листу, что он написал авторам восторженное письмо и сам сочинил одну вариацию на ту же тему, присоединенную в "Парафразам" во втором их издании. В 1879 г. Бородин написал характерную и колоритную программную картинку "В Средней Азии" (шествие в степи туземного каравана, сопровождаемого русскими войсками). Наиболее популярное из всех сочинений Бородина в России и за границей, оно предназначалось в числе других музыкальных номеров (Римского-Корсакова, Мусоргского, Направника) для исполнения вместе с живыми картинами из русской истории во время торжественного празднования 25-летия царствования императора Александра II (1880). В 1885 - 1886 годах Бородин был на русских концертах, устроенных в Льеже ревностной пропагандисткой сочинений композиторов "Новой русской школы", графиней де Мерси Аржанто . В честь ее он написал романс "Septain" ("Седмистишие") на французский текст. Ей же посвящена и фортепианная сюита из 7 пьес: "Au convent", "Intermezzo", 2 мазурки, "Reverie", "Serenade", "Nocturne". Три последние сочинены еще в 70-х годах, остальные - в половине 80-х. Эта сюита много выиграла в оркестровке Глазунова, изданной после смерти Бородина. Последними сочинениями Бородина были: фортепианное скерцо (Es-dur), посвященное бельгийскому дирижеру Жадулю, поклоннику русской музыки; Andante в смычковом квартете B-LA-F (Belaeff), остальные три части которого сочинены Римским-Корсаковым, Лядовым и Глазуновым. Для третей симфонии Бородин успел сделать наброски только двух частей - первого Allegro и скерцо, изданных, в редакции и оркестровке Глазунова, после смерти автора. Финал симфонии Бородин уже импровизировал на фортепиано, но музыка не была записана. Бородин скончался внезапно на 53-м году жизни, во время разговора, у себя в квартире на костюмированном вечере, на масленице, 15 февраля. Он похоронен в Александро-Невской лавре рядом с Мусоргским. Над могилой друзьями и почитателями воздвигнут оригинальный памятник, по проекту архитектора И.П. Ропетта, изображающий золотую музыкальную страницу, оставленную Бородиным в нашей истории. На мозаичном фоне красуется несколько тем Бородина, а впереди - бронзовый бюст композитора. - Занятия профессурой, химической лабораторией в Академии и на женских медицинских курсах, в учреждении которых Бородин участвовал, устройство разных чужих дел по просьбам лиц, пользовавшихся его безмерной добротой - все это отвлекало Бородина от сочинения. Но если музыкальное наследство Бородина не велико количественно, то весьма значительно качественно, оставив навсегда глубокий след в истории русского самобытного искусства. Бородин писал почти во всех родах и формах, всюду обнаружив оригинальный, мощный талант. Он не создал новых форм и даже не воспринял реформы Вагнера в опере и Листа в симфонии. "Князь Игорь" - не музыкальная драма с непрерывно текущей музыкой, основанной на определенных для каждого действующего лица лейтмотивах; это скорее драматизированный эпос, а не драма. Не воспринял Бородин полностью и оперной реформы Даргомыжского, выразившейся в "Каменном Госте", с последовательно применяемым вокальным речитативным стилем. Музыка "Игоря" состоит из ряда закругленных номеров оркестровых, хоровых, ансамблей и сольных. Преобладает ариозное пение, но встречается и мелодически-речитативный стиль, чрезвычайно выразительный. Старые формы не мешают, однако, Бородину осуществить в опере логику действия и логику чисто музыкальную. Его либретто, получающее значение только в связи с музыкой, написано превосходным, характерным языком; действие развивается естественно, свободно. Действующие лица - живые люди, каждое из них имеет яркие вокальные партии, дающие совместно с богатым оркестром целый ряд превосходных, рельефных характеристик. Хоры обрисовывают не менее ярко настроение народных масс. Оркестр то рисует природу (сцена затмения, жгучий колорит половецкой степи), то служит могучим выразителем народного характера (половецкий марш, пляски). Чисто лирический элемент находит широкое применение в ариозном пении. Бородин, преимущественно композитор программной музыки, не писал симфонических поэм. Его прелестная музыкальная картина "В Средней Азии" строго программная, но музыка, предназначавшаяся для живой картины, не могла здесь получить широкого развития, какого бы она заслуживала. Его симфонии тоже программны; хотя программа и не дана композитором, но они не отступают от классических форм. Стасов со слов Бородина говорит, что во второй симфонии в Adagio автор изображает "баяна", в 1-й части - собрание русских богатырей, в финале - сцену пира богатырей при звуке гусель, при ликовании народа. Но, может быть, именно потому Бородин и не дал программы своим симфониям, чтобы не стеснять композиторской свободы в симфоническом развитии, в котором он проявляет громадную творческую фантазию и мастерство. Квартеты Бородина, обнаруживая глубокое знание особенностей квартетного стиля и контрапунктическое мастерство, замечательны как высокие образцы русской музыки в этом роде. Большая часть романсов Бородина - своеобразные эпические картинки ("Песня темного леса", "Морская Царевна" и пр.), иногда с сильно развитым описательным элементом ("Море"). "Спящая княжна", один из оригинальнейших романсов Бородина, есть, вместе с тем, довольно прозрачная аллегория: княжна - это Россия, которую пробудит от сна богатырская сила. Музыкальный эпос Бородина в опере, симфонии и романсе составляет одну из характернейших сторон его таланта, роднящую его с Глинкой . Это особенно сильно сказывается в его опере "Князь Игорь" (посвященной памяти Глинки), многие страницы которой могут быть поставлены наряду с лучшими страницами "Руслана". Объективность музыкальных образов и характеров в симфонии и опере уживается вполне с другой стороной творческого таланта Бородина - с субъективностью, с лиризмом, то нежным, то страстным, иных его романсов ("Отравой полны мои песни", "Арабская песня", "Для берегов отчизны"), многих страниц "Князя Игоря" ("Каватина Кончаковны", "Песня Ярославны", романс княжича Владимира и пр.) и квартетов (прелестный ноктюрн в квартете D-dur). Мелодическое творчество Бородина неиссякаемо, оригинально, типично. Наряду с короткими характерными мотивами, удобными для тематической разработки, составляющей одну из сильных сторон его музыкальной фактуры, он создает и широкую кантилену, льющуюся непринужденно и легко. Он в высшей степени разнообразный и тонкий гармонист, последователь Шумана и Листа, но давший и свое, новое в этой области. Он более склонен к мажору, чем к минору. Его модуляции часто поражают неожиданностью, смелостью, но всегда красивы, логичны. Чрезвычайно богата, часто своеобразна и капризна его ритмика, вносящая в его музыку разнообразие, бодрость, жизненность. Бородин - прирожденный контрапунктист и инструментатор. Соединение разнородных тем встречается у него нередко и отличается естественностью и рельефностью (восточная и русская темы в картине "В Средней Азии", такие же темы в половецких плясках в "Игоре" и пр.). Он часто применяет, и с большим мастерством, имитационный стиль (ноктюрн в квартете). Его оркестровка отличается богатейшей звучностью, пластичностью, вкусом в подборе тембров и их комбинировании и только изредка впадает в излишнюю грузность. Форма у Бородина всегда законченна и совершенно лишена длиннот. Индивидуальность композиторского таланта Бородина характеризуется грандиозностью и цельностью концепции (особенно типична вторая симфония и "Игорь"), жизнерадостностью, здоровой уравновешенностью духа, не исключающей стихийной страстности и изящной нежности. Юмор и комизм одинаково доступны ему; драматизм - менее. Яркий национальный характер, то русский, то восточный, часто грузинский (здесь сказалось грузинское происхождение Бородина) - основная особенность всех сочинений Бородина. Гр. Тимофеев.
Другие интересные биографии:
Аренский Антон Степанович ;
Аржанто ;
Балакирев Милий Алексеевич ;
Беляев Митрофан Петрович ;
Блуменфельд (музыкальные деятели) ;
Глазунов Александр Константинович ;
Глинка Михаил Иванович ;
Даргомыжский Александр Сергеевич ;
Дианин Александр Павлович ;
Доброславин Алексей Петрович ;
Зарембский Юлий ;
Зинин Николай Николаевич ;
Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович ;
Копылов Александр Александрович ;
Корякин Михаил Михайлович ;
Кюи Цезарь Антонович ;
Лядовы (семейство музыкантов) ;
Менделеев Дмитрий Иванович ;
Мусоргский Модест Петрович ;
Римский-Корсаков Николай Андреевич ;
Россия, разд. Светская музыка (XIX век) ;
Россия, разд. Химия ;
Савельев Рафаил Николаевич ;
Стасов Владимир Васильевич ;
Тартаков Иоаким Викторович ;
Трифонов Порфирий Алексеевич ;
Шаляпин Федор Иванович .
|