Биография

Краткая биография


Все биографии по алфавиту: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Россия, разд. Государственное устройство России в XVIII и XIX веках (судоустройство)


Предыдущие биографии [начало]

[конец] Следующие биографии

Россия, разд. Государственное устройство России в XVIII и XIX веках (местное управление)

Россия, разд. Государственное устройство России в XVIII и XIX веках (центральные учреждения)

Россия, разд. Государственное устройство России в XVIII и XIX веках (верховная власть)

Россия, разд. Гражданское судопроизводство

Россия, разд. Гистология

Россия, разд. Законодательство военное

Россия, разд. Геология

Россия, разд. Зоология

Россия, разд. География

Россия, разд. Империя в XIX веке

Другие...Случайная биография

ДругиеИнтересные биографии


При Петре I сделаны были первые шаги к отделению суда от администрации: созданы были должности и учреждения, которые должны были ведать только суд, но судебные органы поставлены были под контроль административных. Указом 24 апреля 1713 г. в губерниях были ландрихтеры, подчиненные губернаторам и ландратским коллегиям. В 1718 г. учреждена была должность обер-ландрихтера (одного на всю губернию), с подчинением ему ландрихтеров. Юрисдикция последних не была, однако, определена с точностью, а в 1719 г. они были заменены надворными судами, подчиненными юстиц-коллегии. Надзор за их деятельностью (а в некоторых надворных судах - и председательствование), равно как приведение в исполнение их решений, было возложено на губернаторов. Надворные суды предполагалось учредить в каждой губернии, но в действительности они были учреждены только в восьми главных городах. Одновременно с ними были учреждены в некоторых местах городовые судьи, также подчиненные юстиц-коллегии, но уже в 1722 г. они были уничтожены, функции же их переданы воеводам. В городах судебными учреждениями были магистраты. Второй инстанцией являлись коллегии (в особенности юстиц-коллегия), высшим же судом, решения которого были безапелляционны - Сенат. После смерти Петра суд и администрация снова соединены в одних руках. В 1727 г. надворные суды были уничтожены, а судебные функции перешли к губернаторам и воеводам. Как гражданский, так и уголовный суд сосредоточился в губернской, провинциальной и воеводской канцеляриях, а в городах - в магистратах и ратушах, подчиненных губернаторам и воеводам. По наказу 1728 г. воеводы решали гражданские и уголовные дела без всякого ограничения; в состав их юрисдикции входили и государственные преступления, за которые они могли приговорить к каторге и смертной казне. Впрочем, приговоры воевод, присуждавшие к таким наказаниям, подлежали утверждению губернаторов. В инстанционном отношении воеводская и провинциальная канцелярии, в качестве суда первой инстанции, подчинялись губернской канцелярии, а эта последняя - юстиц-коллегии. Такой порядок вещей вызывал нарекания, ярко отразившиеся в дворянских наказах, представленных в комиссию для составления нового уложения 1767 г. и проектировавших устройство судебных мест на началах сословном и выборном. Екатерина II осуществила эту идею. Учреждением о губерниях 1775 г. для дворян были учреждены суды уездный и верхний земский, для городских обывателей - городовой и губернский магистраты, для свободных крестьян - расправа верхняя и нижняя. Высшими в губернии апелляционными инстанциями были палаты гражданского и уголовного суда. Сверх того были учреждены еще совестный суд, управа благочиния и в столицах, надворные суды - нижний и верхний. Учреждением о губерниях 1775 г. сделан был большой шаг вперед в том отношении, что установлена была система специально-судебных учреждений; но дальше этого начало отделения суда от администрации не шло. Деятельность судебных мест Учреждение 1775 г. ставит под контроль губернатора, предписывая последнему устранять волокиту и "принуждать судебные места решать дело, но отнюдь не мешаться в производство оного". Генерал-губернатор имел право и на последнее: ему предоставлялось приостанавливать исполнение решений судебных мест и доносить о том Сенату, а в случаях, не терпящих отлагательства - Верховной власти. Все судебные приговоры, которыми обвиненные приговаривались к смертной казни или лишению прав, прежде приведения их в исполнение обязательно представлялись на усмотрение генерал-губернатора. Другими существенными чертами судоустройства Екатерины II являются: отделение в апелляционных инстанциях гражданского суда от уголовного; однообразная организация судебных мест; проведение во всех судебных местах начал коллегиальности и (в двух низших инстанциях) сословности; отделение от судебной части следственной, которая возложена была в городах на управы благочиния, а в уездах - на нижний земский суд, с исправником во главе. В 1797 г. упразднены были нижняя расправа и все места второй инстанции (верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа). Преобразование судебной части завершено было указом 9 сентября 1801 г., введшим выборный элемент, в лице заседателей от дворянства и купечества в палаты уголовного и гражданского суда (с 1831 г. и председатели палат назначались по выборам). Таким образом остались три судебные инстанции: первую составляли суды уездные, магистраты и в столицах, сверх того, суды надворные; вторую - палаты уголовного и гражданского суда; третью - правительствующий Сенат, из которого некоторые дела могли восходить и на Высочайшее усмотрение через Государственный совет. В первых двух инстанциях заседали преимущественно лица выборные от сословий, что приводило к преобладанию канцелярии, роняющему авторитет судей и являвшемуся одним из главных источников волокиты. Первым шагом к преобразованию было учреждение в 1860 г. судебных следователей, благодаря которому следственная часть из ведения полиции перешла к судебному ведомству. Великая судебная реформа, осуществившаяся изданием Судебных Уставов Императора Александра II , Высочайше утвержденных 20 ноября 1864 г., вводила суд скорый, правый, милостивый, т. е. справедливый и равный для всех. Для достижения этой цели прежде всего необходима высоко стоящая самостоятельная судебная власть, повсюду утверждающая уважение к закону. В видах создания такой власти Судебные уставы проводят начало отделения суда от администрации, а для упрочения нравственного ее авторитета устанавливают для занятия должностей по судебному ведомству известный ценз, преимущественно образовательный и служебный. Той же цели служит и предоставление общим судебным местам права представления кандидатов на открывшиеся судейские должности. Самостоятельность судей ограждается началом несменяемости их, с которым связано и запрещение переводов судей из оного места в другое без их согласия. Наконец, с судебными должностями признаны несовместными другие должности по службе правительственной и общественной (практика признает, кроме того, несовместимость с судейскими должностями занятий промышленностью и торговлей, а также службы у частных лиц и компаний). В основание системы судебных мест Судебными уставами были положены следующие общие начала: 1) различие юстиции общей и мировой. Общими судебными местами являются окружной суд, ведомство которого распространяется на несколько уездов, и судебная палата, служащая высшей инстанцией для нескольких окружных судов. Общие судебные места действуют лишь в составе коллегий из лиц, назначенных правительством. Мировые судебные установления состояли из единоличных, выборных от земства мировых судей и их съездов. Связью между мировыми и общими судебными установлениями служил единый для всего государства кассационный суд, в лице Сената. 2) Установление по важнейшим уголовным делам суда присяжных, являющегося лучшей гарантией независимости уголовного суда от посторонних влияний и сохранения равновесия между обвинением и защитой. Присяжные заседатели, привлекаемые окружным судом к участию в разрешении уголовных дел в известные периоды заседаний (сессий), образуют особую коллегию, самостоятельно и окончательно решающую вопрос о виновности. К ведомству суда присяжных отнесены дела о преступных деяниях, за которые в законе положены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав. Из этого общего правила Судебные уставы в первоначальной своей редакции допускали некоторые изъятия: важнейшие дела о преступлениях должности оставались в ведомстве судов присяжных, но образуемых не при окружном суде, а при судебной палате или Сенате; дела о преступления государственных подлежали ведомству или судебных палат, с сословными представителями, или Верховного уголовного суда, учреждаемого каждый раз по особому Высочайшему указу. Сословные представители не образуют особой самостоятельно действующей коллегии, но лишь усиливают собой состав присутствия судебной палаты. 3) Начало двух инстанций или установление однократного пересмотра по существу в апелляционном порядке дел, решенных окончательно мировыми судьями и окружными судами; для первых апелляционных инстанций служат мировые съезды, для вторых - судебные палаты. 4) Различение апелляционной поверки от кассационного надзора за правильностью судебных решений. Решения и приговоры второй инстанции считаются окончательными; но так как они могут содержать в себе неправильное применение закона или существенное нарушение обрядов и форм судопроизводства, при наличности которых судебные решения подлежат отмене, то для рассмотрения просьб о такой отмене установлен кассационный суд в виде двух кассационных департаментов, гражданского и уголовного. В составе Сената, для разрешения дел по надзору за судебными установлениями, образованы: общее собрание первого и кассационных департаментов Сената, соединенные присутствия департаментов первого и уголовного кассационного, а равно первого и гражданского кассационного, соединенное присутствие первого и кассационных департаментов (позже к ним присоединилось высшее дисциплинарное присутствие). 5) В составе судебного ведомства Судебные уставы образовали прокурорскую власть, построенную на новых основаниях. В дореформенное время губернские прокуроры имели надзор за правильным применением законов всеми присутственными местами, как судебными, так и административными. Судебные уставы ограничили деятельность прокуратуры делами юстиции, вверив лицам прокурорского надзора, состоящим при общих судебных местах и при Сенате, как поддержание обвинения в уголовном процессе, так и наблюдение за правильным применением закона судебными местами. Во главе прокуратуры стоит генерал-прокурор, который вместе с тем как министр юстиции является и органом высшего судебного управления. 6) Наконец, Судебными уставами создан вновь ряд весьма важных вспомогательных органов. Главнейшие из них - судебные пристава, нотариусы, присяжные поверенные. В лице судебных приставов (и позднее учрежденных судебных рассыльных) судебные места располагают самостоятельными исполнительными органами, чем завершается система отделения суда от администрации. Нотариат, действуя под наблюдением судебных мест, имеет своей задачей предупреждение тяжб путем содействия правильному заключению гражданских сделок. Введенный уставами состязательный процесс был бы немыслим без независимой адвокатуры, пользующейся достаточным нравственным авторитетом. Такая адвокатура и была создана в виде состоящих при судебных палатах корпораций присяжных поверенных. Вступление в эти корпорации обусловлено известным цензом; организация их основана на началах широкого самоуправления, под высшим контролем судебной власти. Введение Судебных уставов началось в 1866 г. образованием округов санкт-петербургских и московских судебных палат. Дальнейшее распространение Судебных уставов подвигалось вперед медленно, с большими перерывами, что привело к необходимости частичных преобразований в сохранявшихся еще судебных местах прежнего устройства. Судебная реформа скоро вызвала реакцию, прежде всего отразившуюся на организации следственной части; большинство судебных следователей не было утверждаемо в должности, лишаясь, таким образом, несменяемости. Формально изменены Судебные уставы распоряжением 5 декабря 1874 г., которым приостановлено открытие советов присяжных поверенных, существовавших до сих пор только в Санкт-Петербурге, Москве и Харькове. 25 мая 1874 г. введен институт частных поверенных, непосредственно подчиненных судебным местам, при которых они состоят, и поставленных также под дискреционную власть министра юстиции. Законом 20 мая 1885 г. существенно ограничен принцип несменяемости судей. Законами 9 мая 1878 г. и 7 июля 1889 г. значительно сужена компетенция суда присяжных, который по целому ряду дел заменен судом с сословными представителями. Наконец, положением 12 июля 1889 г. судебная власть по так называемым маловажным делам, наиболее, однако, затрагивающих интересы народных масс, опять соединена с административной и притом в большей даже степени, нежели в дореформенное время. В уездах мировые судьи заменены земскими начальниками, являющимися преимущественно местными органами Министерства внутренних дел, от которого зависит назначение и увольнение их, а в городских поселениях - городскими судьями, имеющими одни лишь судебные функции и назначаемые Министерством юстиции. Выборный мировой суд уцелел лишь в столицах и 6 наиболее крупных городах. Апелляционной инстанцией для земских начальников и городских судей сделан уездный съезд, в судебном присутствии которого преобладают административные элементы, а главным представителем судебного элемента является вновь учрежденный уездный член окружного суда. Кассационный надзор за деятельностью уездных съездов раздроблен между 36 губернскими присутствиями, в которых единственным представителем судебного элемента (при 5 административных членах) является председатель или член местного окружного суда. Обширные отступления от коренных начал Судебных уставов допущены при распространении их действия, особенно на окраинах. Начало таким отступлениям положено было еще в 1867 г., при образовании округа тифлисской судебной палаты. Главные из них: определение мировых судей министром юстиции, по соглашению с высшим в крае представителем административной власти; расширение пределов компетенции мировых судей и возложение на них, помимо судебных, обязанностей судебных следователей (ввиду чего в Закавказье образована особая должность помощника мирового судьи); отсутствие суда присяжных. В 1872 г. мировые судьи по назначению от правительства введены в 9 западных губерниях, а в 1877 г. открыты в этих губерниях и общие суды, не исключая суда присяжных. В 1875 г. Судебные уставы введены в губерниях Царства Польского, где суд присяжных не учрежден; в городах действуют мировые судьи по назначению от правительства, а в уездах они заменены коллегиальными гминными судами, апелляционной инстанцией для которых является мировой съезд. В 1889 г. Судебные уставы, без суда присяжных и с мировыми судьями по назначению от правительства, введены в губерниях прибалтийских. В губерниях Уфимской, Оренбургской и Астраханской мировые судьи по назначению правительства введены в 1878 г., общие же судебные места, но на первое время без суда присяжных, открыты в этих губерниях, равно как и в губернии Олонецкой, лишь в 1894 г., а в 1898 г. введен в этих четырех губерниях суд присяжных. В Архангельской губернии мировые судьи введены в 1888 г., причем обязанности мирового съезда возложены были на местную палату гражданского и уголовного суда; в 1896 г. в Архангельске учрежден окружной суд, причем в судоустройство внесены те изменения, которые осуществлены в Закавказье. С теми же изменениями судебные уставы введены в 1897 г. в Сибири (в некоторых отдаленных местностях Сибири - Туруханском крае Енисейской губернии, Верхоянском и Колымском округах Якутской области и пяти северных округах Приморской области, отличающихся полным безлюдьем, - постоянные органы правосудия не учреждены, а судейские и следовательские обязанности, в известных пределах, возложены на старшего представителя правительственной власти, в лице местного исправника), а законами 2 июня 1898 г. и 15 февраля 1899 г. распространены на Туркестанский край, степные области, северо-восточные уезды Вологодской губернии и Закаспийскую область, после чего Судебные уставы императора Александра II стали достоянием России на всем ее пространстве. Ввиду разновременных и разнородных изменений, внесенных в судебные уставы, Высочайше образована в 1894 г. комиссия для пересмотра законоположений по судебной части; в области судоустройства комиссия поставила себе задачей объединение разнородных судебных учреждений. Наряду с судебными местами, образованными по Судебным уставами, действуют в России еще особые суды, имеющие обыкновенно характер частью сословный, частью специальный, зависящий от особого рода дел, предоставленных их ведомству. Кроме военных судов, сюда относятся: 1) духовные суды, сосредоточенные в духовных консисториях, подчиненных епархиальному архиерею, и в Святейшем Синоде, как высшей инстанции, и являющиеся, с одной стороны, судами духовного сословия, поддерживающими в нем порядок и благочиние, с другой - специальными судами, которым в особом круге дел (дела брачные и о нарушении правил и уставов церкви) подведомственны и светские лица. По отношению к лицам инославных исповеданий духовными судами являются соответствующие учреждения их церкви. 2) Коммерческие суды, существующие в столицах, Одессе, Таганроге, Керчи, Кишиневе и Архангельске, ведают торговые дела, возникающие из торговых операций, возводимых в виде промысла; члены их назначаются правительством, но старшие чины - из кандидатов, избранных местным купечеством. 3) Крестьянские (волостные) и инородческие суды, призванные применять обычное право. В местностях, где введено положение 12 июля 1889 г., волостные судьи, в числе 4-х, назначаются земским начальником из кандидатов, избранных сельскими обществами; один из волостных судей назначается уездным съездом к председательствованию в волостном суде. Апелляционной инстанцией для волостных судов служит уездный съезд. В прибалтийских губерниях над волостными судами поставлены верхние крестьянские суды. А. Я.

Другие интересные биографии:
**Политика и финансы. Содержание .


Rambler's Top100


BIOGRAPHY.YAXY.RU @ 2000 - 2010  

Биография  - Краткая биография