Биография

Краткая биография


Все биографии по алфавиту: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Николай


Предыдущие биографии [начало]

[конец] Следующие биографии

Николаи Леопольд Федорович

Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин)

Николаи Андрей Львович (Генрих-Людвиг)

Николай (в миру Михаил Захарович Зиоров)

Николаи Александр Павлович

Николай (в миру Николай Александрович Налимов)

Николаевский Павел Федорович

Николай (в миру Петр Степанович Адоратский)

Николаев Ю.

Николай (Иван Григорьевич Заркевич)

Другие...Случайная биография

ДругиеИнтересные биографии


Николай - Мурликийский архиепископ, святой, высокочтимый на Востоке и Западе, иногда даже мусульманами и язычниками. Его имя окружено массой народных сказаний. Это творчество продолжается доселе, особенно среди греков и в России. Фигура святого так заткана агиографическими узорами, что становится невозможным распознать род деятельности, в которой он проявляет себя по преимуществу, определить специальную область его покровительства. Остается одна общая черта: Николай - самый демократический, самый простой и доступный, житейский святой. Эта черта ярко схвачена в легенде о том, как он и Касьян отнеслись к горю мужика, увязившего воз в грязи: Касьян не решился замарать свои светлые ризы и прошел мимо, а Николай весь выпачкался, помогая мужику, и за это получил два праздника в году (9 мая и 6 декабря) вместо одного в четыре года, доставшегося Касьяну (29 февраля). По-видимому, первыми по времени с именем святого Николая скрепляются моряцкие легенды. С самого начала возникновения его почитания он считается покровителем моряков и мореплавания. Ни один путешественник не минует города Муры, не сделав приношения храму святого. В Бари, куда были перенесены мощи Николая в 1087 г., прибывают обитатели далекого, по преимуществу морского, Скандинавского севера молиться у гробницы святого. В народных сказаниях морские чудеса Николая занимают выдающееся место. При этом отмечается любопытное явление, что во многих местах Николай завладевает почитанием, установившимся в честь других святых покровителей плавания, например Климента, самое имя которого выдает в нем заступника плавающих. Так это случилось, например, в южной России в XI в., где почитание Николая вытесняет культ Климента и связывается, между прочим, с иконой Николы Мокрого в киевском Софийском соборе. Некоторые исследователи полагают, что подготовка местного Мурликийского почитания святого Николая, как покровителя мореплавания, совершалась еще в языческом моряцком культе. В гавани Мур водилась, по старому языческому преданию, рыба Orphus, которую жрецы кормили жертвенным мясом и по движениям которой делали предсказания. Сделавшись популярным на моряцкой основе среди народа, вся жизнь которого была связана с морем, святой Николай скоро стал представляться покровителем и других житейских групп - школьников, маленьких детей и пр. Нередко религиозное воображение давало ему отдельные рискованные поручения, как, например, нанесение пощечины Арию на Первом Вселенском соборе. В конце концов, Николай оказался "всех предстателем и заступником, всех скорбных утешителем, всех сущих в бедах прибежищем, благочестия столпом, верных поборником". Сказания о святом Николае нарастали тем более, чем менее мы имеем о нем достоверных сведений. В сущности, мы не знаем даже, когда он умер. Принимается вообще дата половины IV в.; но для нее нет надежной опоры. Насколько здесь беспомощно положение исследователей, свидетельствует признание архиепископа Сергия , автора "Месяцеслова Востока": в "Трудах киевской духовной академии" (1873, декабрь) доказывается, что многие события в житии святого Николая взяты из жития другого Николая Мурликийского, бывшего при Юстиниане (527 - 565). Действительно, в месяцеслове греческого апостола XI - XII в. папианской библиотеки есть 6 декабря память другого святителя Николая при Юстиниане Великом. Смешение двух житий этих святителей более чем вероятно. Но что из жития второго перешло в житие первого, доселе решить трудно". - Русская литература житий и сказаний является очень обильной уже в XI в., со времени установления праздника перенесения мощей 9 мая. Целый ряд сказаний о чудесах усвояется Ефрему, епископу Переяславскому XI в. Подробные указания и перечни - в исследовании Н.К. Никольского "Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X - XI в.)" (Санкт-Петербург, 1906). См. также Д. Шестаков "Исследования в области греческих народных сказаний о святых" (Варшава, 1910); архиепископ Сергий "Полный месяц. Востока" (т. II, 2-е изд.); Е.В. Аничков "Микола угодник и св. Николай" (Санкт-Петербург, 1892).
Николай святой в легендах и песнях. Архиепископ Мурликийский Николай окружен множеством легенд, сказаний, песен, духовных стихов, как у православных, так и у сектантов. Встречается Николай в колядках: сидит в конце стола, роняет слезу, образующую море или колодезь, измеряет землю, является покровителем весны, обходит поля и дома, благословляет детей, сеет хлеб, заботится о крестьянском скоте, особенно о конях. Имя Николая встречается в заговорах, апокрифических молитвах и в особенности в легендах. Отдельный цикл легенд говорит о Николае как о хранителе вещей, за похищение которых святой строго карает. Рядом идут многочисленные легенды о наказании тех, кто не почитает образа Николая или вообще иконы (обыкновенно грубого мстительного свойства). В русских и западных версиях Николай воскрешает мертвых; этот мотив встречается у проповедников XVII вв. - Антония Радивиловского , Симеона Полоцкого . Николай охраняет людей от дьявола, чертей, упырей; некоторые легенды этого рода напоминают гоголевского Вия. Многочисленны сказания об исцелениях, исходящих от икон Николая. Есть легенды о защите от пожара, об избавлении трех юношей от смерти, трех девиц от позора, о построении храмов, о наказании предсказателей погоды, о помощи вступающим в брак, о заботливом отношении к детям. На основании легенд последнего рода на Западе, особенно в Галиции, к 6 декабря приурочены детские праздники, и в детской литературе Николай занял видное место. Встречаются юмористические рассказы о Николае, изображающие его в положении честолюбца, любящего молебны, или в виде пьяного. Легенды эти редки и случайны, как порча мотива. В России под влиянием сильного развития культа Николая развился праздник Никольщины, как главный русский национальный праздник. Святой Николай, как "русский Бог", отразился в сказаниях и поверьях инородцев - мордвы, чувашей, бурят. Н. Сумцов.

Другие интересные биографии:
Зиновий Отенский .


Rambler's Top100


BIOGRAPHY.YAXY.RU @ 2000 - 2010  

Биография  - Краткая биография