|
Дельвиг Андрей Иванович
Дельвиг (барон Андрей Иванович). Родился в 1813 г.: образование получил сначала в военно-строительном училище, а затем в институте корпуса инженеров путей сообщения. Составил себе громкое имя работами, относящимися к водоснабжению города Москвы. Каменный водопровод, который доставлял воду из Мытищ в Москву, сооруженный еще во времена Екатерины , к началу сороковых годов значительно разрушился. Дельвиг заменил кирпичный канал чугунными трубами и установил паровые машины для подъема воды и получения искусственного напора, вместо естественного падения от наклона труб. Результатом этого явилось то, что количество воды для потребления жителям Москвы удвоилось, причем прекратились потери воды при движении по трубам.
Окончив в 1853 г. работы по сооружению московского водопровода, Дельвиг принялся за ученые работы по вопросу о водоснабжении. Результатом его трудов явилось сочинение "Руководство к устройству водопроводов", напечатанное в 1857 г. (удостоенное Демидовской премии) и обнимающее собой теоретическую разработку вопросов гидравлики, имеющих связь с водоснабжением, с дополнениями на основании собственной практики автора. Кроме того, Дельвиг в 1842 г. отличился устройством Варениковской переправы через реку Кубань, на левом берегу которой расположены были враждебные России натухайцы, за что был назначен состоять при главноуправляющем путями сообщений графе Клейнмихеле . По поручению главноуправляющего Дельвиг составил проект постоянного моста через Днепр в Киеве, построил шоссейные дороги от Померанья до Едрова и от Малоярославца до Бобруйска. В Венгерской кампании участвовал в качестве инспектора военных сообщений нашей армии. С 1861 по 1871 г. Дельвиг как главный инспектор и начальник железных дорог принял участие в постройке железных дорог, причем в течение этого периода выстроена большая часть существующей ныне сети железных дорог в России. Дельвиг был первым председателем образованного при его участии русского технического общества и ему принадлежит заслуга по устройству первых железнодорожных школ, возникших по его почину на средства, добровольно отчисленные частными железнодорожными обществами. В Москве, при участии нескольких железных дорог, учреждено Дельвиговское железнодорожное училище, для которого Дельвиг пожертвовал дом и устроил при нем общежитие, обеспечив его капиталом. С 1867 по 1871 г. Дельвиг председательствовал в совете министерства путей сообщения и в продолжение 10 месяцев управлял министерством. Умер сенатором в 1887 году. Научные труды его, отдельно изданные: "Руководство к устройству водопроводов" (1857); "О снабжении Москвы водой" (1857); "Водопроводы в России" (1860) и другие. Также статьи в "Журнале путей сообщения" 1856 - 1866 годов Дельвиг оставил интересные и правдивые "Мои воспоминания" (издание Московского Публичного и Румянцевского музеев, том I, 1912; том II, 1913); рядовой интеллигент Николаевской эпохи, Дельвиг хорошо отразил в них свое время; в них немало также бытовых подробностей и рассказов о встречах с замечательными людьми.
Другие интересные биографии:
Закревский Арсений Андреевич ;
Плетнев Петр Александрович .
|