Биография Краткая биография |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все биографии по алфавиту: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Вышнеградский Иван Алексеевич
Вышнеградский, Иван Алексеевич - ученый и государственный деятель (1830 - 1895). Окончил курс в тверской духовной семинарии, затем в главном педагогическом институте. Преподавал математику в военно-учебных заведениях; после защиты диссертации: "О движении системы материальных точек, определяемой полными дифференциальными уравнениями", получил степень магистра математических наук. Изучив технику артиллерийского дела, сделался преподавателем механики в артиллерийской академии и был назначен членом временного артиллерийского комитета; ввел изучение теории сопротивления материалов и разработал курс подъемных машин. В это же время им был составлен учебник элементарной механики, первый у нас опыт строго научного изложения оснований механики с помощью исключительно начальной математики. Во время заграничной командировки он ознакомился с постановкой практической механики в Германии, Бельгии, Франции и Англии и специально изучил в Карлсруэ построение машин. По возвращении получил кафедру механики в технологическом институте. Сочинения Вышнеградского по механике переведены большей частью на иностранные языки; особенную известность получил его труд: "Механическая теория теплоты", выводы которого обратили на себя внимание Парижской Академии Наук ("Comptes Rendus", 1876). Он работал по оборудованию охтенского порохового завода и устройству механических мастерских петербургского арсенала, участвовал в трудах комиссии по вопросу о перевооружении армии, в устройстве всероссийской мануфактурной выставки 1870 г. и русского машинного отдела венской всемирной выставки. С 1875 по 1878 г. был директором спб. технологического института. Состоял членом правления санкт-петербургского общества водопроводов и некоторых железнодорожных компаний (Юго-Западных железных дорог, Рыбинско-Бологовской железной дороги и др.). В качестве председателя этих обществ принимал участие в трудах так называемой "Барановской комиссии", по исследованию железнодорожного дела в России. После работ по пересмотру устава реальных училищ и по устройству всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 г. в Москве, Вышнеградский был назначен в 1884 г. членом совета министра народного просвещения, составил проект нормального промышленного образования и участвовал в выработке университетского устава 1884 г. В 1886 г. назначен членом Государственного совета по департаменту государственной экономии, в 1887 г. - управляющим министерством финансов, вместо Н.Х. Бунге , а в следующем году утвержден в должности министра финансов. В 1892 г. Вышнеградский был уволен, согласно прошению, по болезни, от должности. Управление Вышнеградским министерством финансов совпало с экономическим ростом страны, и это определило всю его финансовую политику. Если при Бунге капиталистическое хозяйство России только приспособлялось к новым пореформенным условиям государственной жизни, а сам министр находился еще под некоторым влиянием прогрессивных течений 60-х и 70-х годов, то с середины 80-х годов началась эра капиталистического ажиотажа, и Вышнеградский явился типичным выразителем новых требований укрепившегося в России капиталистического хозяйства. Россия все более и более занимала место в кругу других крупных капиталистических стран; соответственно этому возрастал милитаризм, а вместе с ним и государственный бюджет. Бунге не мог справиться с дефицитами; уничтожение их стало главнейшей задачей нового министра. Экономические условия в начале его управления благоприятствовали этому. Первые шаги Вышнеградского направились по пути, проложенному его предшественником - в сторону повышения таможенного дохода. Уже в 1887 г. для уничтожения затруднений по сведению росписи 1888 г. были повышены пошлины на чугун (до 25 копеек), увеличено обложение железа, стали, чугунных, железных и стальных изделий, машин, паровозов, судов и руды. Обложены пошлиной растения, живые и сухие; повышены пошлины на хлопок (с 45 копеек до 1 рубля), бумажную вату и пряжу, сельскохозяйственные машины и орудия, пряности, лекарства, золотые, серебряные и платиновые изделия, столярные, токарные изделия, кружева, пуговицы, стеклярус и в особенности на каменный уголь. Покровительством русской промышленности было вызвано повышение пошлин на хмель и хмельный экстракт, аммиак и аммиачные соли, швейные и вязальные нитки и плиточный чай. Преимущественно с целью увеличения таможенного дохода шло повышение пошлин и в следующие годы. В 1889 г. подняты были пошлины на шерсть, древесную бумажную массу, вагоны, горный воск, крахмал: в 1891 г. - на бумажную пряжу. Под влиянием сильного повышения курса кредитного рубля (до 4/5 ценности металл.) в 1890 г. было признано необходимым повысить все прежние тарифные ставки на 20%. Пошлины на каменный уголь и кокс повышены были на 4%. Кульминационного пункта политика протекционизма в связи с фискализмом достигла в таможенном тарифе 1891 г. По этому тарифу были установлены новые пошлины на серу и серный колчедан, глину, камни и повышены старые: на шелк-сырец, джут, винный камень; усилено таможенное обложение иностранного сырья, ввозимого в полуобработанном виде (крученого шелка, чесаной шерсти, бумажной ваты, сырых зеркальных стекол, листового тонкого железа и др.). Для 35% ввоза был оставлен действовавший тариф, для 2% понижены и округлены, для 63% повышены пошлины (Соболев , 698). Новые условия экономической жизни и необходимость упорядочения государственных финансов настоятельно требовали урегулирования денежного обращения и государственного кредита. Для введения, вместо бумажной, металлической валюты правительству нужно было скопить в своих руках достаточный золотой запас, металлический разменный фонд. Уже в 1887 г. Вышнеградский подал записку о мерах к упрочению вексельного курса и упорядочению денежного обращения. Достижение этих целей он считал возможным при условиях: 1) допущения свободного размена кредитных билетов на монету, для чего необходимо было усиление разменного фонда, и 2) разрешения заключения сделок на металлическую валюту. Соображения Вышнеградского встретили целый ряд возражений в комиссии Государственного совета под председательством Тернера . Между тем недопущение сделок на металлическую валюту, при абсолютном уменьшении числа кредитных билетов и недостаточной растяжимости бумажно-денежной системы, вызывало многочисленные затруднения в торгово-промышленном обороте. Урожай 1888 г. увеличил вывоз хлеба; благодаря этому сильно возрос спрос на кредитные билеты, и так как количество их в кассах государственного банка уменьшалось, то в том же году было произведено 2 выпуска кредитных билетов на 30 миллионов рублей. В 1891 г. понадобилось произвести еще 3 выпуска на 75 миллионов рублей. Ввиду несогласия Государственного совета с соображениями Вышнеградского о допущении сделок на металлическую валюту, главное внимание Вышнеградского было обращено на увеличение запасов золота. Министерство старалось воспользоваться значительным предложением заграничных тратт, как следствием превышения вывоза над ввозом, и всячески приобретало их, а затем пересылало своим заграничным корреспондентам, получая взамен их золото. Производившиеся выпуски кредитных билетов обеспечивались золотом, но это мало гарантировало их ценность, так как общий металлический фонд составлял не более 1/4 части всей суммы денежного обращения. При таких условиях металлическое обращение не могло быть восстановлено, и вексельный курс сильно колебался. В 1888 г. курс кредитного рубля упал ниже, чем когда-либо прежде - на 50,1% ниже паритета; затем, повышаясь, дошел в 1889 г. до 65,9 копеек золотом и в 1890 г. - до 75 копеек золотом. Такие колебания были невыгодны главному экспортеру - классу землевладельцев. По мнению Вышнеградского, могло дойти до того, что "отпуск нашего хлеба станет совершенно невозможным" (см. Юбилейное издание министерства финансов, 1902, стр. 106). При таких условиях Вышнеградский считал необходимым какой бы то ни было ценой удержать курс рубля на известном предельном уровне - 1 рубль 60 копеек кредитных за 1 золотой рубль, или 62,5 копеек золотом за 1 кредитный рубль. Для фиксации этого курса было решено, кроме приобретения заграничных тратт, повышения всех пошлин на 20% и временных выпусков кредитных билетов, скупить и некоторое количество кредитных билетов. Министерство занялось спекуляцией и этим еще более способствовало развитию ажиотажа, биржевой игры и безудержного господства биржи, характеризующего всю эпоху управления Вышнеградского. Правительству удалось скопить значительный металлический фонд (с 1 января 1887 г. по 30 августа 1892 г. было приобретено золота на сумму свыше 309 миллионов рублей), но, несмотря на все принятые меры, курс обнаруживал по-прежнему значительные колебания: в 1890 г. - 72,6, в 1891 г. - 66,8, в 1892 г. - 63,1 копейки. Те же классовые интересы крупных землевладельцев, которые не допускали осуществления повышения курсовой стоимости рубля до паритета, диктовали и другие меры министра финансов. Для развития благосостояния крестьян не было проведено ни одной меры, но землевладельцам делались всевозможные льготы. Деятельность крестьянского банка была распространена на привислинские губернии (1888); продажа заложенных крестьянских земельных участков с торгов была облегчена; принимались всевозможные меры к исправному взносу платежей, следующих банку. В то же время обществу взаимного поземельного кредита, в котором были, главным образом, заложены частные имения, была разрешена конверсия 5%-ных закладных листов в 41/2%-ные металлические, с правительственной гарантией; дворянскому банку разрешен выпуск 5%-ных закладных листов на 80 миллионов рублей, и этим предоставлена возможность выдавать ссуды наличными деньгами. В 1889 г. дворянам-заемщикам дворянского банка были понижены размеры платимых ими по ссудам процентов до 41/2%; в 1890 г. общество взаимного поземельного кредита было передано в управление государственного дворянского земельного банка. Тот же характер носила и податная политика Вышнеградского. Прямые налоги остались, за ничтожными исключениями, без всякого изменения. Был введен дополнительный раскладочный сбор с купеческих и негильдейских предприятий (1889); увеличен добавочный сбор с акционерных обществ и товариществ на паях (1887). В 1887 г. обложены акции железнодорожных предприятий, гарантированных в размере 5% и негарантированных в размере 3%. И если доход от прямых налогов в управление Вышнеградского давал увеличение, то это происходило не в силу введения новых налогов или более целесообразного их распределения. Система прямого обложения оставалась нетронутой во всей своей технической и экономической отсталости, но хозяйственная жизнь развивалась, и доход от прямого обложения механически увеличивался. Со всей своей силой податные реформы нового министра обрушились на широкие массы населения. Необходимость увеличения государственных доходов и улучшения государственных финансов и в то же время стремление к покровительству торгово-промышленному классу диктовали Вышнеградскому усиление косвенного обложения. Питейный акциз был повышен в 1887 г. с 9 до 91/4 копейки с градуса; патентный сбор в некоторых губерниях увеличен, перекур, шедший в пользу заводчиков, ограничен. В том же году был введен новый тариф бандеролей на табачные изделия, с повышением на 20 - 50%. В 1888 г. были введены два новых акциза - нефтяной (40 копеек с пуда со всех осветительных масел и 30 копеек с пуда с легких) и спичечный; при вывозе за границу оба акциза должны были слагаться. Введен дополнительный акциз (40 копеек с пуда) с рафинированного сахара и особый дополнительный сбор за право рафинировать сахар (1890 - 1891 года). Простой гербовый сбор повышен с 60 до 80 копеек; цена актовой бумаги увеличена на 25%. Гербовый сбор с процентных бумаг увеличен (1888); действие гербового устава распространено на товарные складочные свидетельства (1889). Судебные пошлины получили характер гербового сбора: свыше 25 рублей они должны были уплачиваться наличными деньгами, до 25 рублей - особыми гербовыми марками (1890). В том же году был издан закон о взимании пошлин с наследств, открывающихся после иностранных подданных; установлен сбор в пользу казны с так называемых специальных текущих счетов; сбор с заграничных паспортов увеличен вдвое. Действие вычетов при увеличении содержания лицам, состоящим на государственной службе, распространено и на новый контингент служащих. В 1891 г. пробирная пошлина повышена с золотых изделий с 15 копеек до 30 копеек, с серебряных с 1 копейки до 2 копеек. Ввиду сильного повышения цен на спирт заводчиками спиртоочистительных заводов в 1887 - 1888 годах проектировалось введение казенной продажи питей в Пермской губернии и в Западной Сибири. Это было осуществлено лишь в Пермской губернии; в Сибири заводчики понизили цены, и введение казенной продажи питей было отложено. С 1889 г. министру финансов предоставлено было открывать казенную продажу питей без разрешительных приговоров сельских обществ. Наряду с усилением косвенного обложения в самых разнообразных его видах, шли всевозможные льготы заводчикам и фабрикантам. В качестве льготы для сахарозаводчиков в 1889 г. было установлено три срока для взимания акциза. Вообще свеклосахарное производство заняло привилегированное положение; заводчики стали получать поощрительную премию при вывозе сахара за границу. То же поощрение имело место и по отношению к винокуренным заводчикам; всем заводам было предоставлено безакцизное отчисление в размере 2% выкурки за первый миллион градусов, 1% - за 1 - 3 миллиона, 1/2% за 3 - 12 миллионов; затем введено дополнительное отчисление в 4% за первые 1/2 миллиона. В тесной связи с покровительством торгово-промышленному классу и с стремлением к увеличению вывоза, как к средству улучшения государственных финансов путем создания благоприятного торгового баланса, находится и железнодорожная политика Вышнеградского. Она может быть сведена к трем основным группам мероприятий: к упорядочению тарифов и использованию их в целях поощрения вывоза и затруднения ввоза, к развитию контроля над железнодорожными обществами и к облегчению лежавшего на казне бремени путем выкупа в казну целого ряда частных железных дорог. Действительный правительственный надзор и руководительство железнодорожными тарифами начинается с 1889 г., когда были изданы временные правила о железнодорожных тарифах и учреждениях по тарифным делам. В этом же году было произведено понижение хлебных тарифов; на зерно, вывозимое за границу, была установлена 10%-ная скидка; в 1890 г. пересмотрены ввозные тарифы. Тарифы на перевозку угля, перевозимого от портов внутрь страны, повышены, на уголь донецкий, польский и уральский значительно понижены; понижены также тарифы на перевозку нефти, керосина и рогатого скота. Сильное разнообразие тарифов и их сложность делали чрезвычайно затруднительной перевозку товаров, в особенности, если грузам приходилось следовать по нескольким дорогам, находящимся в руках разных железнодорожных обществ. Министерство финансов занялось упрощением тарифов и приданием им большого однообразия. Усиленное железнодорожное грюндерство и зависимость торговли и промышленности от железных дорог создали необычайную эксплуатацию со стороны железнодорожных обществ. Отправители товаров с трудом разбирались в сложных и разнообразных тарифах и от постоянных переборов терпели большие убытки. Железнодорожным обществам ввиду этого было рекомендовано министром финансов не вводить льготных тарифов без разрешения министерства; установлено предварительное предъявление новых тарифов в министерство и опубликование тарифов во всеобщее сведение. Устраняя эксплуатацию со стороны железнодорожных грюндеров путем упорядочения тарифов, министерство финансов в то же время еще более способствовало тому же грюндерству другими сторонами своей железнодорожной политики. Огромная задолженность железнодорожных обществ, большей частью гарантированных правительством, ложилась тяжелым бременем на казну и отягощала государственный бюджет; на очередь поэтому был поставлен выкуп частных дорог казной, но при выполнении его к интересам государства тотчас же примешались частные интересы капиталистов. Владельцы железнодорожных акций и облигаций, всевозможные спекулянты имели влиятельных лиц в среде правительства, и выкуп не столько совершался в пользу государства, сколько приносил выгоды владельцам дорог и акционерам. Долги общества казне обыкновенно слагались, и переход в казну невыгодных и убыточных дорог избавлял общества от неизбежных крахов. Всего было выкуплено правительством при Вышнеградском до 4760 веток железных дорог (Ряжско-Моршанская, Закавказская, Моршанско-Сызранская, Тамбовско-Козловская, Курско-Харьково-Азовская, Либаво-Роменская и др.). И в то же время правительство разрешало новые концессии: в 1887 - 1891 годах было разрешено к сооружению казной лишь несколько небольших дорог и ветвей (всего 460 веток), а частным обществам за то же время была разрешена постройка около 1830 веток. Железнодорожной спекуляции и грюндерству много способствовало и разрешение выпусков новых 4%-ных облигаций целому ряду железных дорог (Курско-Азовской, Козлово-Воронежской, Ростовской, Орловско-Брянской, Фастовской и др.). В области государственного кредита Вышнеградскому досталось тяжелое наследство: большое разнообразие форм государственных займов, заключенных притом по чрезвычайно высокой цене - 6 - 8%. Уменьшение расходов по государственному долгу должно было начаться с его унификации и консолидации. В 1887 г. был выпущен внешний 4%-ный заем на 100 миллионов рублей, погашаемый ежегодно тиражами в течение 80 лет. Объявленная подписка по цене 84% дала 83 миллиона рублей. Вследствие дальнейшей нужды в средствах на железнодорожное строительство в 1891 г. был заключен новый 3%-ный золотой заем. Русский государственный кредит стоял тогда очень низко. Несмотря на все старания синдиката русских и иностранных банкиров и русского правительства, подписка шла туго, и на размещение займа потребовалось почти два года. Вместо объявленной суммы в 125 миллионов рублей, подписка дала не более 95 миллионов рублей золотом. В 1890 г. состоялся первый выпуск внутреннего 41/2% консолид. железнодорожного займа на сумму 75 миллионов рублей кред. нариц. В 1887 г. выпущены билеты государственного казначейства с уплатой 379/100% вместо 432/100%; это уменьшило сумму билетов государственного казначейства на 18 миллионов рублей. В том же году была совершена пересрочка банковых билетов 1 выпуска и выпуска 1863 г. Это дало казне сбережение в 8 миллионов рублей, но переложило бремя государственного долга на будущие поколения. Для сокращения государственных расходов необходимо было сократить платежи по системе государственного кредита. Вышнеградский выбрал путь конверсионных операций. В 1888 г. была совершена конверсия так называемого военного займа 1877 г. При посредстве синдиката парижских банкиров был выпущен 4%-ный заем на 125 миллионов рублей для обмена 5%-ных облигаций этого займа. В 1890 г. был выпущен 2-й 4%-ный золотой заем в 90 миллионов рублей для выкупа англо-голландских 5%-ных займов 1864 и 1866 годов и 5%-ного займа 1855 г.; в том же году состоялся третий выпуск 4%-ного золотого займа в 75 миллионов рублей золотом для выкупа 5%-ного займа 1862 г. Наконец, четвертой конверсией можно считать выпуск в 1890 г. 4%-ного золотого займа 4-го выпуска в 10 миллионов рублей для выкупа 5%-ных облигаций Харьково-Кременчугской железной дороги. В 1891 г. за счет свободной золотой наличности государственного казначейства были выкуплены 1 голландский заем, 41/2%-ные метал. займы 1850 и 1860 годов на 29,5 миллионов рублей золотом. Наряду с конверсией государственных займов, произведены были конверсии железнодорожных займов. В 1889 г. состоялись: выпуск 4%-ных консолидир. облигаций 2-го выпуска, и выпуск 4%-ных консолид. облигаций 2-й серии на 310,4 миллионов рублей для конверсии остальных 5%-ных консолид. облигаций (1, 3, 4 и 7 выпусков). Когда были закончены конверсии наиболее обременительных внешних 5%-ных займов, Вышнеградский приступил в 1891 г. к конверсии внутренних займов. Для этой цели прежде всего был совершен выкуп 51/2%-ных выкупных свидетельств путем выпуска 2-го 4%-ного внутреннего займа на 70 миллионов рублей; затем выкуплены банковые билеты 3, 4 и 5 выпусков на 184 миллиона рублей посредством выпуска 3-го 4%-ного внутреннего займа на 104 миллиона рублей, и, наконец, конвертированы облигации 1-го восточного займа 1877 г. путем выпуска 4-го 4%-ного внутреннего займа на 190 миллионов рублей. Кредитные операции Вышнеградского отличались широким размахом; если не все конверсии были удачны, то это объясняется обширностью, сложностью и новизной для России этого дела. Платежи по государственному долгу были сокращены, процент понижен, разнообразие форм государственного долга в значительной степени уменьшено. Но как и все в управлении Вышнеградского, часть кредитных его операций была связана с защитой интересов господствующего дворянского землевладельческого класса. Таковы были: конверсия закладных листов общества взаимного поземельного кредита, причем новые закладные листы были освобождены от уплаты купонного налога; затем 3-й выигрышный заем 1889 г., распространению которого среди широких кругов публики правительство всячески помогало путем кредитования покупателей по низкому %. Этот же заем вызвал не только обычный биржевой ажиотаж, но какую-то лихорадочную погоню за наживой в самых широких слоях публики (ср. Мигулин "Русский государственный кредит", II, 443 - 444). Такой же лихорадочной погоней за наживой была вся финансовая и податная политика Вышнеградского. Она служила двум целям - абсолютистскому государству, нуждавшемуся в прочных финансах и в увеличении бюджета на армию и флот, и развивающемуся капитализму. Народные массы не принимались во внимание; ни один из русских министров не приносил с такой готовностью интересы низших классов в жертву абсолютизму и капитализму. И результаты этой политики не замедлили сказаться. Государственный долг, хотя и упорядоченный, достиг к концу 1892 г. 5874,1 миллионов рублей. Усиленный протекционизм не привел к цели: он не уменьшил ввоза целого ряда продуктов, но заставил широкие массы населения еще больше переплачивать на необходимых предметах потребления. Таможенный доход увеличился с 98,3 миллионов рублей в 1887 г. до 122,6 миллионов рублей в 1891 г. и занял место в государственном бюджете наряду с доходом от косвенного обложения. Увеличение косвенного обложения усилило налоговое бремя и довело платежные силы населения до чрезвычайной напряженности. Когда в 1891 и 1892 годах наступили неурожаи, недоборы в поступлениях с крестьян и целый ряд других фактов, в хозяйственной жизни России обнаружили непрочность роста государственных доходов. - См. "Министерство финансов 1802 - 1902 годов" (юбилейное издание, СПб., 1902, ч. II); М. Соболев "Таможенная политика России во второй половине XIX в." (Томск, 1911); В. Витчевский "Торговая, таможенная и промышленная политика Р." (СПб., 1909); С.Ю. Витте "Конспект лекций" (СПб., 1912); М. Кашкаров "Главнейшие результаты государственного денежного хозяйства за 1885 - 1894 года" (СПб., 1895); П. Мигулин "Русский государственный кредит", II (Харьков, 1899); П. Шванебах "Денежное преобразование и народное хозяйство" (СПб., 1901). С. Загорский.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
BIOGRAPHY.YAXY.RU @ 2000 - 2010 |
Биография Краткая биография |